Имеют ли право блогеры банить подписчиков? Объясняем, где заканчивается свобода и начинается модерация

2

Наша читательница Татьяна хочет разобраться в таком вопросе: Может ли блогер, который зарегистрирован как юридическое лицо и состоит в реестре рекламодателей, забанить (поместить в черный список) своего подписчика?

По мнению Татьяны, такими действиями блогер «нарушает конституционные права подписчиков на свободу действий». Итак, разбираемся.

Имеют ли право блогеры банить подписчиков? Объясняем, где заканчивается свобода и начинается модерация

Да, блогер (даже юрлицо) может заблокировать любого подписчика в своей цифровой среде (соцсетях, мессенджерах, на сайте) — и это не нарушает Конституцию, потому что блокировка в соцсетях — это реализация права блогера на модерацию своего контента и общения.

Конституция гарантирует свободу действий в рамках закона, но не обязывает частное лицо или юрлицо общаться с кем-то против своей воли.

В Конституции Республики Беларусь действительно закреплены:

  • право на свободу выражения мнений (ст. 33),

  • право на получение и распространение информации,

  • право на свободу общения и выбора круга общения.

Однако, конституционные нормы регулируют отношения между гражданином и государством, а не между двумя частными субъектами (физлицами, ИП, юрлицами).

Заблокировать подписчика в соцсети не значит запретить тому выражать мнение. Ведь он может создать другой аккаунт, писать у себя на странице, использовать другие каналы.

Частная цифровая площадка — частные правила

Блогер, даже как юрлицо арендует площадку (Facebook, Instagram, YouTube и пр.) на условиях платформы, управляет комментариями и подписками по правилам платформы (где предусмотрена функция «бан»). Это называется «модерация», и даже крупные СМИ, паблики и форумы применяют ее — это норма цифровой гигиены, а не «цифровая цензура».

Даже если блогер, зарегистрирован как юрлицо, состоит в реестре рекламораспространителей и рекламодателей, это не ограничивает его право на модерацию аудитории.

Термин «чёрный список» (в смысле реестра, ограничивающего права) официально применяется, например:

  • в авиации (блэклист пассажиров),

  • в банковской сфере (черные списки должников),

  • в таможне.

В соцсетях же это условный термин, который обозначает «заблокированных пользователей», и юридической силы вне конкретной платформы он не имеет.

А если блогер злоупотребляет?

Вот когда можно говорить о потенциальных нарушениях:

если блогер клевещет на пользователя, создает репутационный ущерб — это уже зона гражданско-правовой защиты (иск о защите чести и достоинства);

если он собирает и публикует персональные данные подписчика без согласия — это уже может попасть под закон «О защите персональных данных».

Задать вопрос в нашу рубрику «Мы выяснили» очень просто: заходите в чат-бот по ссылке, спрашиваете, а мы ищем эксперта и разбираем ваш вопрос с ним. Ответы публикуем по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:30 на сайте и в нашем Telegram-канале. Пожалуйста, оставляйте свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами в случае необходимости (уточнить детали, ответить лично и т.д.).

Комментарии закрыты.